Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ
В настоящее время огромное количество детей относятся к категории детей с
ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии
здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым
образовательным потребностям. К их числу относятся дети с нарушениями
восприятия (неслышащие и слабослышащие, незрячие и слабовидящие), дети с
нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, умственно отсталые (в том
числе и глубоко умственно отсталые) дети и дети с задержкой психического
развития, дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и
поведения, дети с тяжелыми нарушениями речи, а также дети со сложными,
комбинированными недостатками в развитии.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об
образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает
создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды,
обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для
получения образования в пределах специальных образовательных стандартов,
лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную
адаптацию.
Педагогический и воспитательный корпус образовательных учреждений в основе
своей практической деятельности исходит из личностно-ориентированного похода,
развивающего обучения, теории поэтапного формирования умственных действий и пр.
Однако, учитывая контингент школы, который неоднороден по своему составу с
точки зрения картины нарушений каждого ребенка, необходимо опираться на
научно-методические разработки, которые бы обеспечивали коррекционно -
развивающее сопровождение разноуровневых групп детей одного возраста с разными
видами нарушений.
Главной целью адаптивной школы является самореализация выпускников в
социальном включении. Речь идет не просто об их пассивной интеграции в
окружающий мир, а о том, что молодые люди с ограниченными возможностями
здоровья являются равноправными членами нашего общества, достойными не только
жалости и сострадания, а равноправного партнерского отношения.
В процессе реализации программы в рамках деятельности школы осуществляется
развитие модели адаптивной школы, в которой обучение, воспитание, развитие и
коррекция здоровья каждого ребёнка с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы
осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода через модернизацию
приоритетов деятельности педагогического коллектива. Содержание специального
(коррекционного) образования в школе направлено на формирование у обучающихся,
воспитанников жизненно важных компетенций, готовя детей с ОВЗ к активной жизни
в семье и социуме.